Альткотельная
Что такое «альтернативная котельная». В чём суть?
«Альтернативная котельная» — это неофициальное название новой модели рынка тепла, внедряемой в городах и населённых пунктах Российской Федерации, целью которой является определение единой справедливой цены на тепловую энергию, исходя из подхода более дешевого для потребителей способа получения тепла: Централизованное теплоснабжение? Или строительство собственного источника тепла?
Метод «альтернативной котельной» предусматривает отказ от государственного регулирования тарифов организаций: производителей тепловой энергии, сетевых компаний и теплоснабжающих организаций. Вместо этого конечная цена на тепловую энергию будет устанавливаться по соглашению сторон, но не выше предельного уровня, установленного на несколько лет и контролируемого государством.
Проще говоря, метод «альтернативной котельной» — это формула, определяющая предельную стоимость тепловой энергии:
выше которой ЕТО не может продавать тепло потребителям;
в пределах которой ЕТО будут определять цены с поставщиками по соглашению сторон, без участия государства;
Новый принцип утверждён Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ
Что такое «ценовые зоны теплоснабжения»?
Понятие ценовой зоны теплоснабжения вводится статьёй 23.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Ценовые зоны теплоснабжения – это населённые пункты, городские округа, в которых цены на тепловую энергию для потребителей, поставляемую единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), ограничены предельным уровнем. Т.е. те населённые пункты, которые по решению местной власти перешли на метод «альтернативной котельной».
Метод «альтернативной котельной» применяется только на территориях ценовых зон теплоснабжения.
Критериями отнесения к ценовым зонам теплоснабжения являются (ч.1 ст. 23.3. 190-ФЗ):
Утвержденная схема теплоснабжения;
Совместное обращение об отнесении к ценовой зоне теплоснабжения от органов местного самоуправления (ОМСУ) и ЕТО в Правительство Российской Федерации;
Согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора) на отнесение к ценовой зоне.
Что такое «ЕТО»?
Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это основной поставщик тепла в определённой системе теплоснабжения, обязанностью которого является обеспечение тепловой энергии всех потребителей в зоне своей деятельности и несение ответственности за надёжность и качество теплоснабжения.
Статус ЕТО присваивается при утверждении схемы теплоснабжения уполномоченным органом.
ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными) и/или владеющая тепловыми сетями с наибольшей ёмкостью в данной зоне.
Каковы принципиально новые возможности и функции (обязательства) ЕТО в ценовой зоне?
Возможности:
- заключает договоры поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя и договоры на услуги по передаче тепловой энергии по ценам, определяемым соглашением сторон договора;
- осуществляет распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии;
- имеет преимущественное право на заключение договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурса.
Функции и обязательства:
- обязательства по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения;
- обязательство по снижению размера платы за тепловую энергию при несоблюдении значений параметров теплоснабжения;
- обязательства и финансовая ответственность ЕТО по разработке Схемы теплоснабжения и выполнению мероприятий Схемы;
- обязательства по реализации мероприятий, связанных с подключением, в т.ч. к сетям других ТСО.
Почему возникла необходимость в «альтернативной котельной»?
Текущий механизм формирования тарифа не даёт возможности долгосрочных инвестиций.
В Минэнерго России признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объём вложений в модернизацию (порядка 2,5 трлн. рублей* в течение 10 лет). Однако существующие механизмы управления делают её непривлекательной для инвесторов.
Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает средства в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.
При этом новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры. При методе «альтернативной котельной» установленный тариф ежегодно будет изменяться в рамках предельного уровня цены на тепло только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.
* по данным на май 2019 года (ресурс: https://minenergo.gov.ru/node/14878)
Что такое предельный уровень цены на тепловую энергию и кем он определяется?
Предельный уровень цены на тепловую энергию — это максимальный уровень цены, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.
Этот предельный уровень рассчитывается по методу «альтернативной котельной» и позволяет определить такую стоимость тепла, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла.
Стоимость тепла вычисляется по математической формуле и уже сейчас на сайте Минэнерго России размещен специальный калькулятор, с помощью которого ее можно посчитать для любого города.
Предельный уровень цены на тепловую энергию рассчитывается и устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения, на срок 5 лет (или 10 лет, если топливо – уголь и выработка тепла комбинированная (электричество + тепло)).
Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня в ценовой зоне.
Что будет, если текущий регулируемый тариф выше цены альткотельной и наоборот?
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию ниже тарифа, действующего на момент утверждения предельного уровня цены, то утверждается постепенный равномерный переход уровня цены до предельного на срок 5-10 лет.
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию выше тарифа, действующего на дату утверждения предельного уровня, то утверждается график поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию до первоначально определенного предельного уровня, но не ниже тарифа на тепловую энергию, действовавшего на дату утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию.
В случае, если в системе теплоснабжения предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию с разбивкой по категориям потребителей, то у каждой группы потребителей будет свой график доведения тарифа до цены АК.
Можно ли продавать тепловую энергию дороже предельного уровня?
Нет, это запрещено.
Из чего складывается цена «альтернативной котельной»?
Составляющие цены АК и основные определения цены АК
В чём разница между существующим способом расчёта тарифов и новым по методу «альткотельной»?
Сейчас тарифы рассчитывают так называемым методом «затраты плюс», когда поставщик тепла направляет в орган регулирования обоснование всех своих затрат. После проверки органом регулирования их обоснованности затраты делятся на планируемое количество продаваемого тепла, и к ним прибавляется несколько процентов прибыли.
Метод «альткотельной» в большей степени будет стимулировать поставщиков к повышению эффективности поставки тепла. При переходе на расчёт тарифов по методу «альткотельной» все теплоснабжающие организации должны продавать тепло по по цене, не превышающей единую цену «альткотельной» для ценовой зоны. Поэтому покрыть свои затраты за счёт тарифа у неэффективных компаний не получится. Им придётся либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка. А конкурентоспособные компании, у которых тариф ниже, чем предельный тариф «альткотельной», смогут направить дополнительную выручку на развитие, инвестиции, повышение энергоэффективности.
Кроме того, в случае перехода на альтернативный метод расчёта тарифов цена будет установлена на годы вперёд и пересматриваться не будет, кроме учёта уровня ежегодной инфляции. При действующем тарифообразовании тариф ежегодно пересматривается и корректируется. Для этого ресурсоснабжающие организации передают в органы регулирования тысячи документов.
Насколько вырастут тарифы в случае перехода на «альткотельную»?
Переход на новый метод расчёта тарифов не имеет прямой связи с ростом тарифов. Они индексируются ежегодно, вне зависимости от «альткотельной».
Насколько изменится тариф зависит от конкретного населённого пункта. Где-то он может вырасти, а там, где уже сейчас тариф выше предельного уровня, он будет заморожен.
Как будет меняться тариф в последующие годы, после перехода на «альтернативную котельную»?
Установленный тариф будет меняться только на уровень инфляции ежегодно.
Формула определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) указана в п. 10 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 1562.
Зачем потребителям и властям городов переходить на «альтернативную котельную»?
Альткотельная — это механизм привлечения инвестиций в отрасль, которые обеспечат качественное теплоснабжение на десятки лет вперёд. Он позволит модернизировать и улучшить систему теплоснабжения города.
Из ощутимого: станет меньше порывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.
Чем раньше начать вкладывать, тем дешевле это обойдётся для энергетиков, а значит и для потребителей.
Новая модель рынка тепловой энергии устанавливает тариф на долгосрочный период (10-15 и более лет) и потребитель будет точно знать, как будет меняться тариф в это время.
Почему энергокомпании так заинтересованы в альткотельной?
Альткотельная — инструмент, стимулирующий теплоснабжающую организацию к повышению эффективности систем теплоснабжения, путём реконструкций и замены оборудования. В нём заинтересованы эффективные компании.
Далеко не все энергокомпании проявляют интерес к «альтернативной котельной». К примеру, старые неэффективные угольные котельные, у которых существующий тариф намного выше тарифа «альткотельной». При переходе на метод «альтернативной котельной» организациям, владеющим такими неэффективными источниками или тепловыми сетями, чтобы не понести убытков, придётся инвестировать в своё оборудование, повышая его эффективность. Например, реконструкция старой угольной котельной с переводом на газоснабжение.
Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?
Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным тарифом ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надёжность, в том числе финансовую.
В целом, переход на новую модель должен повысить качество работы энергетиков. Они смогут планировать свою работу на десятилетия вперёд, строить работу системно и максимально продуктивно с пользой для потребителя, а не заниматься решением мелких локальных проблем, которые отнимают много времени, но дают мало эффекта.
Как перейти на новую модель тарифообразования?
Порядок перехода:
- Администрация города совместно с ЕТО готовит пакет обосновывающих документов.
- Администрация города уведомляет законодательное собрание области о намерении перейти на метод «альткотельной» и направляет им пакет обосновывающих документов (проекты) для ознакомления.
- Администрация города совместно с ЕТО направляют обращение вместе с пакетом документов губернатору.
- После получения согласия губернатора пакет документов направляется в Минэнерго России.
- Министерство энергетики готовит рекомендации по отнесению города к ценовой зоне, согласовывает их с ФАС России и Минстроем России и направляет свое заключение в Правительство РФ.
- Правительство издаёт акт об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения.
- После этого необходимо актуализировать схему теплоснабжения.
- Администрация города и ЕТО заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
- Орган регулирования рассчитывает предельную цену на тепловую энергию и направляет информацию губернатору.
- ЕТО заключает со всеми потребителями договоры поставки тепловой энергии по цене «альткотельной».
Какие города и населённые пункты перешли на новую модель расчёта тарифа — метод альткотельной?
Переход на новый метод не будет происходить одновременно по всей стране. Но у населённых пунктов есть возможность перейти на него по своему желанию уже сейчас. В настоящее время на новую модель формирования цены на тепло уже перешли: Рубцовск Алтайского края, посёлок городского типа Линёво Новосибирской области, Ульяновск, Барнаул.
Города, чей переход находится в процессе согласования властей: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Оренбург, Пермь, Владимир, Бийск Алтайского края, Черногорск Республики Хакасия.
Актуален ли переход на новую модель для Челябинска?
Да, актуален. Износ теплосетевой инфраструктуры по стране достаточно высокий. Система теплоснабжения в Челябинске, по сравнению с другими регионами, является относительно надёжной, но в последние годы ситуация начала меняться в худшую сторону за счет увеличения изношенности муниципальных внутриквартальных тепловых сетей. Это было подтверждено разработчиками схемы теплоснабжения города — муниципальные тепловые сети Челябинска признаны малонадёжными, в связи с чем весь теплосетевой комплекс от источников теплоты, в соответствии с СП 124.13330.2012, признан малонадёжным.
Большая протяжённость и изношенность городских сетей не позволяет провести замену всей системы теплоснабжения единовременно. Для её модернизации нужна планомерная совместная работа как со стороны муниципальных властей, так и со стороны бизнеса. Переход на метод «альткотельной» поможет привлечь крупные инвестиции в тепловые сети города.
Челябинск достоин лучшего теплоснабжения, и поэтому переход на метод расчёта тарифа по методу «альтернативной котельной», по мнению наших специалистов, позволит реализовать ряд системных мероприятий, позволяющих повысить безопасность, надёжность, эффективность и комфорт потребителей. Одно из основных мероприятий, которое можно будет реализовать при переходе на «альткотельную», — установка индивидуальных тепловых пунктов с автоматизированным погодным регулированием — рекомендовано Министерством строительства Российской Федерации.