Вопрос-ответ по приборам учета
Что такое прибор учёта тепла?
Другими словами, прибор (или комплект приборов) предназначен для определения количества тепла и измерения массы и параметров теплоносителя, потреблённого жилым или нежилым объектом. Включает в себя, как правило, два расходомера, датчик температуры, датчик давления («органы чувств прибора») и тепловычислитель («мозг прибора»). Все современные тепловычислители ведут архивы измерений, осуществляют диагностику измерительных преобразователей и самодиагностику, определенным образом отрабатывают всевозможные нештатные ситуации, передают данные на внешние устройства и даже иногда управляют теплопотреблением.
Для чего устанавливают прибор учёта тепловой энергии, теплоносителя?
Да ровно для того же, для чего устанавливают весы в магазине.
Тепловая энергия — это товар, который покупает потребитель. Согласитесь, неправильно, приобретая 1 кг конфет, покупатель бы оплачивал за 2 кг или же наоборот продавец продал бы 2 кг апельсин, а ему бы заплатили за 1 кг. Так и в системе теплоснабжения. Прибор учёта нужен, чтобы «взвесить» объём тепловой энергии и теплоносителя, которые отпущены потребителю. Благодаря таким «весам» расчёты будут прозрачными и самое главное справедливыми!
Наличие приборов учёта дает возможность собственникам оценить эффект от проведения энергосберегающих мероприятий и позволит получать экономию от их выполнения. Зная начальную точку отсчёта (фактическое потребление), потребитель сможет самостоятельно сокращать потребление ресурса, проводя энергосберегающие мероприятия. К примеру, если заменить или отрегулировать окна и двери в подъезде, собственники могут заметить сокращение теплопотребления и снижение сумм в квитанциях только при наличии прибора учета.
Кроме того, посредством прибора учёта также возможно осуществлять контроль за качеством предоставляемых услуг.Кто устанавливает прибор учёта тепла?
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность установки прибора учёта лежит на плечах собственника.
До 1 января 2011 года все собственники зданий, строений и сооружений (нежилых зданий) должны завершить оснащение таких объектов приборами учета, а вот собственники помещений в многоквартирных и жилых домах об оснащении приборами учета должны были позаботиться до 1 июля 2012 года.
Если собственники не поставили их до указанного времени, то установкой занимается ресурсоснабжающая организация. И потребители не вправе ей препятствовать. При этом все расходы по установке и дальнейшему обслуживанию ОДПУ как части общего имущества несут собственники, которые могут либо разово оплатить установку, либо взять рассрочку на 5 лет.
Что такое общедомовой прибор учёта тепла?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. ПП РФ № 354) — «коллективный (общедомовый) прибор учёта» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объёмов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Коллективный (общедомовый) прибор учёта тепловой энергии (ОДПУ или ОПУ) — по сути это один или несколько приборов учёта тепловой энергии для определения объёмов (количества) коммунального ресурса (тепловой энергии), поданного в многоквартирный дом. Если в доме несколько вводов, то приборы учёта устанавливаются на каждом вводе и представляют совокупность средств измерения, при расчётах показатели суммируются исходя из всех установленных ОДПУ на доме.Что такое индивидуальный прибор учёта тепла?
Согласно п. 2 Правил № 354 индивидуальный прибор учёта — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Другими словами, ИПУ выполняет ту же функцию определения объёмов (количества) коммунального ресурса только уже для отдельного помещения или же для частного дома.
Что такое техническая возможность установки прибора учёта? Если она есть, может ли мне отказать организация в установке?
Простыми словами, техническая возможность установки прибора учёта - это когда конструктивные, метрологические и технические параметры теплового пункта позволяют установить прибор учёта.
Узнать о наличии/отсутствии технической возможности установки прибора учёта можно, написав запрос в свою управляющую компанию, ТСЖ/ЖСК или теплоснабжающую организацию.
В случае обращения собственников по установке ОДПУ при наличии технической возможности ресурсоснабжающая организация может отказать в установке только если только дом не входит в зону её обслуживания. Так, например, северная зона Металлургического района г. Челябинска (зона 02) не входит в зону обслуживания АО «УСТЭК-Челябинск» (зона 01).
Вторая причина — ОДПУ уже установлен в МКД, но неисправен, не принят в расчёты из-за неработоспособности оборудования, несоответствия его установленным требованиям либо ненадлежащего качества монтажа. В данном случае необходимы ремонт, поверка или переустановка такого прибора учёта с последующим введением счётчика в коммерческий учёт.
Перечень МКД в зоне 01 где УСТЭК-Челябинск и УЭС подтверждают наличие технической возможности размещен здесьКогда и кто снимает показания по ОДПУ?
Управляющие компании, ТСЖ/ЖК, обслуживающие многоквартирные жилые дома должны снимать показания общедомового прибора учёта (ОДПУ) в период с 23 по 25 число текущего месяца и направлять данные в теплоснабжающую компанию не позднее 26 числа. Ведомость с показаниями ОДПУ подписывается руководителем управляющей организации или председателем Правления ТСЖ/ЖК. Сделано это неслучайно, так как именно они являются посредниками между потребителями и ресурсоснабжающей компанией. На УК/ТСЖ собственниками многоквартирных домов возложена ответственность за своевременную передачу и точность зафиксированных данных*.
* Согласно ПП РФ №354 пункт 31е
Стоит отметить, что все современные приборы учета тепловой энергии позволяют организовать автоматическую дистанционную передачу показаний напрямую в теплоснабжающую организацию (так называемые «умные счётчики»), поэтому доукомплектовав прибор учёта устройством передачи данных (в большинстве случаев обычный модем) и заключив соответствующее соглашение с теплоснабжающей организацией, потребитель (или управляющая организация) сможет исключить ежемесячную процедуру снятия и передачи показаний. Показания в ТСО будут попадать автоматически.Что такое поверка и для чего она нужна?
Поверка — это процедура подтверждения соответствия средств измерения установленным метрологическим требованиям (сравнение с эталоном).
Использование прибора учёта, срок поверки которого истёк, не допускается. Истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и показания такого прибора учёта не принимаются к расчётам.
Дата первичной поверки — своего рода точка отсчёта годности прибора учёта, именно от неё в дальнейшем будет отсчитываться межповерочный интервал вплоть до очередной поверки. Иногда она приравнивается к дате производства счётчика на заводе, когда приведённый прибор учёта был сверен с эталонным прибором учёта.
Межповерочный интервал — время между первичной и очередной поверками (срок), в течение которого изготовитель прибора гарантирует точность показаний прибора и соответствие заявленным в паспорте техническим характеристикам. Межповерочный интервал обязательно указывается в паспорте на прибор и зависит от типа и модели прибора учёта.
Важно: он отсчитывается с даты первичной поверки, указанной в паспорте на счётчик, а не даты его установки.
Дата очередной поверки — дата, когда заканчивается межповерочный интервал. Дата первичной поверки + межповерочный интервал = дата очередной поверки. Именно к этой дате прибор учета должен быть заменен либо поверен.
Кто проводит поверку приборов учёта?
Что нужно сделать чтобы прибор учёта приняли в коммерческий учёт?
— создание комиссии с участием представителей теплоснабжающей организации, представителей организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учёта (комиссия создается владельцем такого прибора учёта);
— предоставление пакета документов, необходимых для ввода в эксплуатацию прибора учёта (проект, согласованный с теплоснабжающей организацией, паспорта, свидетельства о поверке средств измерений и т.д.);
— пломбировка прибора учета и подписание акта ввода в эксплуатацию.
И далее не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта приборов учёта осуществляется проверка готовности узла учёта к эксплуатации. Результаты проверки узла учёта оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя*.
* п.91-92 Правила коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".