
Одними из самых значимых услуг жилищно-коммунального хозяйства для потребителей является отопление и горячее водоснабжение. Для того, чтобы обеспечить жителей этими услугами, необходима слаженная работа нескольких специализированных организаций. Все они являются участниками системы теплоснабжения.
Система теплоснабжения включает в себя:
- источники тепловой энергии – ТЭЦ и котельные. Организации, которые эксплуатируют источники тепловой энергии называются теплоснабжающие организации;
- тепловые сети - трубопроводы тепловых сетей, центральные тепловые пункты и перекачивающие насосные станции. Организации эксплуатирующие тепловые сети - теплосетевые организации;
- внутреннее системы теплопотребления потребителей (внутридомовые трубопроводы, ИТП, бойлеры, стояки, радиаторы отопления и т.д). А это потребители и управляющие организации. Специализированным представителем собственников помещений в МКД является управляющая организация.
Важно отметить, что потребители и их представители в лице управляющие организаций является не только конечным получателем тепловой энергии, но и полноправным участником системы теплоснабжения с правами и обязанностями. Именно на их оборудовании тепловая энергия превращается в услуги отопления и горячего водоснабжения
Все участники должны неукоснительно соблюдать правила, отвечающие задачам единого процесса, т.к. при несоблюдении установленных правил одним из участников, последствия распространяются на всю систему и приводят к перебоям в подаче тепла и снижению эффективности работы системы в целом..
В зоне теплоснабжения 01 города Челябинска Единой теплоснабжающей организацией (далее-ЕТО) является АО «УСТЭК-Челябинск». Это значит, что компания ответственна за подачу теплоносителя от источников тепла до многоквартирных домов, предприятий и социальных учреждений, а также за расчеты с потребителями за поставленную услугу. Граница эксплуатационной ответственности ЕТО заканчивается «стенкой» дома потребителя.
Внутри многоквартирного жилого дома потребители, как собственники помещений, для обслуживания внутридомового оборудования и для представления их интересов выбирают управляющую организацию.
Таким образом, на границе дома начинается ответственность управляющей организации, которая обязана обеспечить готовность внутридомового оборудования к приему теплоносителя для преобразования тепловой энергии в услуги отопления и горячего водоснабжения своевременно проводить ремонты и обслуживание, выполнять регулирование параметров и др.
Рассмотрим подробнее.
К сожалению, в Челябинске внешние распределительные сети теплоснабжения отличаются высоким процентом изношенности. На них ежедневно выявляются повреждения. Работники АО «УСТЭК-Челябинск» стремятся максимально оперативно устранять эти повреждения, чтобы как можно скорее подать тепло в дома и на объекты, поэтому работают и ночью, и в выходные. Оперативными бригадами предприятия устраняется каждый день от 10 до 15 повреждений.
При этом происходят случаи, когда несмотря на скорость и важность работы, проделанной теплоснабжающей организацией, отопление и ГВС не возвращается в дома. Причина в том, что управляющая организация, как один из участников системы теплоснабжения, не обеспечила прием тепла – не «запустила» дом, не стравила воздух, не удостоверилась, что тепло распределилось по каждой квартире.
Например, управляющая компания «С…№..» в марте 2025г. оставила жителей МКД без отопления и ГВС более, чем на двое суток. Повреждение, выявленное в пятницу, 7 марта 2025 г. на тепловых сетях, ведущих к МКД по адресу: Комсомольский пр. 62А, было оперативно устранено персоналом АО «УСТЭК-Челябинск» в течение 6 часов. Специалисты компании закончили работу в пятницу днем, заполнив теплоносителем систему до стенки жилого дома. Сотрудники УК, в свою очередь, проявили бездеятельность и оставили МКД без отопления и ГВС на все выходные. Лишь в понедельник, 10 марта слесарь УК ликвидировал воздушную пробку и тепло начало появляться в квартирах.
Этот пример подтверждение тому, что периодически фиксируются случаи, когда ресурс до дома подан, но сотрудники управляющих организаций недобросовестно выполняют свою роль, не убеждаются в полноценном запуске системы отопления и подачи горячего водоснабжения в жилые дома, тем самым допускают ненормативные перерывы в подаче ресурсов жителям и нарушают работу системы в целом.
Повторим, что в системе теплоснабжения важен каждый участник, потребители и управляющие компании не только имеют права, но и несут обязанности для работы системы теплоснабжения в целом.